Заказать монтаж у ТеплоВода в Москве и области Для регионов Здесь вы найдёте хорошего монтажника в регионах Запросы на монтаж в регионах ТеплоВода рекомендует эти компании

Виды отопления:

Полезные советы

Будьте критичны к своим задумкам и пожеланиям. Иногда очень невредно послушать подрядчика, особенно, когда он пытается объяснить Вам неудобство или ошибочность...

 

Никогда и ничего не покупать на рынке (если Вы не специалист). Обязательно всучат какую-нибудь дрянь. А давление и температура сделают свое дело. И даже если клятвы продавца об...

Подробнее

Вернуться на главную

Петля Тихельмана или попутка. Не связывайтесь с этой системой, если вас к тому не вынуждают обстоятельства.

Попутка - система не лучше и не хуже других. Обладает, как достоинствами, так и недостатками. Но будоражит умы пользователей больше иных систем, наверное, здесь дело в названии. Что-то мифическое слышится нам в слове петля: петля времени, петля памяти…

На деле за это системой скрывается обычная гидравлическая схема, несущая в себе больше проблем, чем любая другая система, например, обыденно звучащая тупиковая система. В слове тупик ничего мистического нет, а в большинстве случаев применяют именно тупиковую.

Итак, что такое петля Тихельмана?

Это система, в которой теплоноситель движется в одну сторону, и по подающей магистрали, и по обратной. Вот так:

Обратите внимание! Магистрали уходят от котла в одну сторону и возвращаются с другой. Это идеальный случай для монтажа попутки. И самый частый, когда без нее можно обойтись. А обходиться без нее нам надо во всех случаях, когда это возможно.

Когда без попутки не обойтись? Когда радиаторов в линии 8-9 и больше, и когда мы можем вернуться к котлу, только тем путем, которым ушли от него. Как здесь:

Правда, в этом случае петля Тихельмана из обычной двухтрубки превращается в псевдотрехтрубку, но мы вынуждены идти на это увеличение трудоемкости системы и ее стоимости, потому что никакая иная система не сможет обеспечить такого относительного гидравлического равенства всех приборов в системе, как петля Тихельмана. Но это случай частный и встречается довольно редко.

В большинстве случаев, когда попутка представляет собой систему, опоясывающую периметр дома, мы можем с меньшими затратами обойтись тупиковой системой

Почему в этом случае нам не нужна попутка? Во-первых, она более дорогая и материалоемкая. Во-вторых, рассказы о том, что она не требует балансировки – это басни, распространяемые неграмотными сантехниками. Балансировать попутку надо обязательно. Конечно, у вас может получиться попутка, в которой радиаторы будут работать все, но это случается редко. И при этом могут наблюдаться гидравлические шумы в радиаторах и вам, наверняка, потребуется больший по мощности и стоимости насос.

Почему попутка требует балансировки? Ведь кажется все радиаторы находятся на одинаковом расстоянии (по длине магистралей) от насоса. Причина видна из этого графика:

Перепад давления между подачей и обраткой на последних и первых радиаторах по движению теплоносителя всегда больше, чем на средних. И этот перепад может быть недостаточен для обеспечения циркуляции теплоносителя через прибор.

Если в нашей системе применены радиаторы с малым гидравлическим сопротивлением, например, чугунные, алюминиевые, трубчатые (с большим проходным сечением), то средние радиаторы в системе обязательно будут холодные. Исправить это положение не сложно. На крайних радиаторах должны быть установлены балансировочные вентили. И в этом смысле балансировка попутки мало чем отличается от балансировки тупиковой схемы. Количественные показатели будут приблизительно одинаковы

Как видите, глубина балансировки (показана условно для попутки и тупиковой схем) хоть и отличается, но не сильно. Конечно нам выгоднее иметь меньшую глубину балансировки, чтобы сопротивление всей системы было как можно меньше, но при этом не обязательно делать свою систему дороже на 15-20%. Поэтому чаще всего применяется тупиковая схема, потому что пользователю без разницы насколько задушен радиатор, на 50 процентов или на 60. Все что интересует пользователя – это равномерно прогретые радиаторы во всей цепи.

Итак, мы выяснили, что:

  • попутка - это система отопления загородного дома, имеющая незначительное преимущество в меньшей глубине балансировки, по сравнению с аналогичной по сопротивлению и нагрузке системой тупиковой.
  • Дающая возможность монтировать последовательности из 10 и более радиаторов. Для тупиковой системы 10 радиаторов в одном плече, как правило, значение предельное, уже трудно поддающееся настройке.
  • Более дорогая по сравнению с тупиковой схемой. Поэтому применять ее в случае, когда радиаторов не больше 10-12 и когда попутка не вырождается в трехтрубку, не следует. Выгоднее применить тупиковую в два плеча.
  • Ничего кроме попутки мы не сможем применить в случае, когда прокладка магистралей возможна только по периметру дома, площадь этажа значительная и радиаторов на этаже
  • 20.
  • Обязательным условием для устройства петли Тихельмана является применение балансировочных клапанов на отопительных приборах. Оставить без балансировки можно только 3-5 радиаторов в середине петли. Но в этом случае при возникновении гидравлических шумов у вас не будет возможности избавиться от них. Поэтому не экономим и ставим балансировочники на все приборы. Желательно иметь радиаторы с высоким гидравлическим сопротивлением, в этом случае, вы будете избавлены от необходимости глубокой балансировки крайних приборов.

В остальном попутка - обычная система. Но применять ее надо только в тех случаях, когда более высокие затраты на ее монтаж, оправданы невозможностью применить никакую другую систему. А такое встречается не часто. Поэтому не делайте лишних движений и не тратьте лишние средства. Без попутки чаще всего можно обойтись.